ruende

Реформирование пенсионной системы - одна из важнейших социальных задач. Предпринятые за последние двадцать лет шаги по ее модернизации не достигли ожидаемых результатов. Уровень пенсионного обеспечения продолжает оставаться низким. Финансовое состояние пенсионной системы не стабильно. Определенные попытки изменения ситуации к лучшему имели кратковременный эффект.

У профсоюзов такое положение дел вызывает большую озабоченность.

21 ноября 2012 года на заседании Генерального Совета ФНПР председатель ФНПР М.В. Шмаков выступил с докладом «О действиях профсоюзов в текущих условиях на рынке труда и о позиции профсоюзов по реформированию пенсионной системы».

В своем выступлении он отметил, что предложения по реформированию пенсионной реформы не остались без внимания и оценки ФНПР, которая в целом позитивно отнеслась к идее дополнительного пенсионного обеспечения, но при обсуждении новой Программы, в том числе в рамках Национального совета по пенсионной реформе, предупредила, что внедрение накопительного элемента возможно только при условии обеспечения более высокого уровня заработной платы на базе устойчивого роста промышленного производства и всей экономики страны. Суть оценок и предложений сводится к следующему:

- пенсионной реформе должна предшествовать реформа заработной платы;

- пенсии должны соотноситься с трудовым вкладом;

- коэффициент замещения средних страховых пенсий необходимо поднять до международного уровня (не менее 40 процентов среднего заработка работника);

- установить уровень замещения заработной платы по каждой составляющей трёхуровневой пенсионной системы (базовой, страховой, накопительной);

- при введении накопительного элемента:

  • создать надежный механизм контроля за деятельностью субъектов финансово-кредитных схем (фондов, банков, управляющих кампаний), привлечённых к управлению средствами накопительной системы, обеспечить актуарную оценку предлагаемых финансовых проектов;
  • обеспечить соблюдение баланса интересов поколений.

Модернизация пенсионной системы требует комплексного подхода. Невозможно реформировать пенсионную систему без адекватных изменений в области заработной платы  и системы налогообложения, в финансовой инфраструктуре, экономике и, конечно, без экономического роста. В России от величины пенсионных выплат зависит уровень жизни четверти населения, и поэтому важно восстановить разрушенный в начале 90-х годов, из-за стремительного падения экономики, баланс соотношения между минимальным прожиточным уровнем, минимальной заработной платой и минимальной пенсией. Минимальная заработная плата в соответствии с рекомендациями МОТ должна устанавливаться на основе такого объёма потребления, который позволяет обеспечить, «удовлетворительный уровень жизни работника». Следовательно, и страховые пособия (пенсии), нацеленные на замещение утраченного заработка, должны соответствовать этим требованиям (полный текст доклада см. на сайте БОООП http://www.booop.ru).

Двумя днями позже Стратегию долгосрочного развития пенсионной реформы в Белгороде обсудили на заседании «круглого стола», организованного областным профобъединением. На заседание были приглашены социальные партнеры - председатель Общественной палаты области Виктор Овчинников, заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по Белгородской области Татьяна Стригунова,  начальник отдела охраны и экспертизы условий труда управления  по труду и занятости населения области Александр Кобченко, референт уполномоченного по правам человека в регионе Алексей Шелякин. 

Открывая заседание, председатель областного профобъединения, депутат областной Думы Николай Шаталов обозначил, что Стратегия направлена на развитие социального страхования, и, следовательно, поддерживая её появление, профсоюзы ожидают, что реализация страховых подходов будет производиться с учётом признания норм соответствующих конвенций и рекомендаций МОТ и, прежде всего, Конвенции № 102, которая устанавливает перечень целей, норм и уровней социального обеспечения, согласованных социальными партнёрами и закреплённых законодательно.

Предлагаемая Стратегия пенсионной реформы поддержана профсоюзами.

Во-первых, в ее рамках формируется трехуровневая система пенсионного обеспечения, которая учитывает интересы разных категорий работников. Первый уровень - это государственное обязательное пенсионное страхование. В соответствии с законами работодатель должен 22% с выплаченной зарплаты перечислять в пенсионный фонд. На втором уровне - добровольное, или корпоративное  страхование пенсии в негосударственных пенсионных фондах. Третий уровень - индивидуальное пенсионное страхование. Тот,  кто имеет возможности и доход, позволяющие участвовать во всех трех уровнях, будет, достигнув пенсионного возраста, получать выплаты из трех этих финансовых систем.

Во-вторых, нельзя не отметить установление коэффициента замещения заработка работника, выходящего на пенсию. В результате тех перемен, которые планируются,  этот коэффициент будет не менее 40%. Это уже можно считать прогрессом.

Однако есть и замечания к предложенной Стратегии.  Если посмотреть на срок, необходимый для получения полной пенсии, то формула правительства предполагала 40 лет. Сейчас эта цифра скорректирована до 35 лет,  что приветствуется профсоюзами. Однако  ФНПР отстаивает необходимость сокращения этого срока до 30 лет, потому что это покрывает различные риски, которые возникают у человека в период его активной деятельности. В частности, это: период ухода за детьми,  периоды обучения, которые не входят в трудовой стаж для получения.

Накопительную составляющую из обязательного государственного социального страхования профсоюзы требуют исключить. Все 22%, которые работодатель перечисляет в фонд социального страхования зарплаты, надо перевести в солидарную часть. Тогда практически полностью избавимся от дефицита пенсионной системы, за что ее постоянно критикуют. С другой стороны, в одинаковое положение будут поставлены  все работники, за которых выплачиваются взносы в фонд пенсионного страхования».

Негосударственные пенсионные фонды, по мнению профсоюзов, должны предлагать гражданам выгодные схемы дополнительного пенсионного страхования. Гражданин должен лично выбрать, вносит он туда добровольно свои средства или не вносит.

В заключении Николай Шаталов отметил, что необходимо как можно скорее сформировать надежную и эффективную пенсионную систему для наемных работников, за которых регулярно платятся взносы в рамках обязательного государственного пенсионного страхования.

Заместитель управляющего отделением Пенсионного фонда РФ по Белгородской области Т.С.Стригунова ответила, в частности, на вопросы, которые вызывают сейчас наибольший интерес у граждан и особенно пенсионеров.

Формула расчёта пенсий. Сегодня в формуле стаж практически не учитывается, т. е. он учитывается до 2002 у кого он есть, а с 2002 года берутся только страховые взносы независимо от стажа работы. Для тех же, кто начал свою трудовую деятельность с 2002 года право на пенсию наступит при достижении пенсионного возраста (т.е. 55 и 60 лет) при этом достаточно только 5 лет стажа, государство дает гражданину базовый размер пенсии и дальше идет расчет в зависимости от суммы страховых взносов, перечисленных работодателем в зависимости от размера заработной платы, т. е. независимо от стажа

Понятие нормативного стажа. Вспомним, как в советское время человек гордился своими трудовыми заслугами, большим стажем и старался как можно больше его иметь. И это справедливо... Надо, чтобы человек знал, что при 20-летнем стаже пенсия, к примеру, будет небольшой, а при 40 годах она будет значительно выше.

Поэтому введено понятие нормативного стажа. Нормативный стаж необходим для изменения формулы расчета пенсионных прав граждан. Он вводится в формулу как самостоятельный показатель, который будет напрямую влиять на размер пенсии. Привязка размера пенсии к отработанному стажу логична, это позволяет избежать уравниловки, стимулировать граждан на более продолжительную работу. Каков будет нормативный стаж зависит от общественного обсуждения, которое сейчас проходит. Сначала это было 40 лет, сейчас есть предложение, чтобы этот стаж был 35 лет. Сегодня средний стаж граждан, уходящих на пенсию - почти 34 года.

Очень важно, что нестраховые периоды, которые сейчас входят в стаж, также будут входить в нормативный стаж, изменений в законодательстве по этому вопросу не планируется. Поэтому в страховой стаж по-прежнему будут засчитываться следующие нестраховые периоды: прохождение военной службы, получение пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; уход одного из родителей за каждым ребёнком до достижения ими возраста полутора лет, но не более трёх лет в общей сложности; получение пособия по безработице; уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребёнком-инвалидом или за лицом, достигшим 80 лет...

Эти периоды засчитываются в стаж в случае, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы и в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР.

Что будет с досрочными пенсиями? Для лиц, имеющих полный специальный стаж все пенсионные права, заработанные до изменения законодательства, будут сохранены и учтены при назначении гражданам пенсии. А для лиц, имеющих «неполный» специальный стаж? У них сохраняется право на назначение досрочной трудовой пенсии приобретение права на включение периодов работы в специальный стаж при уплате их работодателями страховых износов в увеличенном на дополнительный тариф размере; предусмотрено предоставление социальных гарантий и компенсаций со стороны  работодателя в соответствии с коллективным / индивидуальным трудовым договором. При этом работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере.

Стратегией предусмотрено, что за тех, у кого действительно вредные и опасные условия труда - металлургов, угольщиков, химиков - работодатели будут платить в пенсионную систему дополнительные страховые взносы. Чтобы освободиться от этого, работодатель должен будет либо создать корпоративную пенсионную систему (такие системы уже есть в ГАЗПРОМе, РЖД, Ядерном оружейном комплексе, в гражданской авиации), либо работодатель должен обеспечить работников страхованием жизни. Как вариант - модернизировать производство, чтобы оно не было вредным для сотрудников.

Итак предлагается следующая модель.

Первый уровень - трудовая или государственная пенсия. Она формируется за счёт страховых взносов и межбюджетных трансферов из федерального бюджета.

Второй уровень - частная пенсия, которая формируется за счёт собственных взносов самим работником.

И принципиально новый уровень - корпоративная пенсия, которая формируется работодателем на основании индивидуального трудового или коллективного договоров).

Что будет с накопительным элементом? Стратегия предлагает поэтапный перевод накопительной части из плоскости публичных обязательств государства в более гибкий формат - корпоративную и добровольную систему.

Все уже сформированные пенсионные накопления граждан будут выплачены в полном объёме, с учётом инвестиционного дохода, когда эти граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за её назначением. Пенсионные накопления будут выплачиваться в виде накопительной части пенсии или единовременной пенсионной выплаты.

В дискуссию включился Виктор Овчинников.

- В том, что пенсионная реформа буксует вот уже много лет, причины нужно искать глубже. На мой взгляд, в России так и не была проведена инновационная модернизация, экономика государства полностью зависит от энергоресурсов. Главная наша проблема - мы до сих пор не можем запустить экономику страны, ту промышленность, которая дает высокие доходы, налоги, заработную плату. 

Кроме того, в настоящее время наблюдается национальное тунеядство. Масса людей не являются налогоплательщиками, присутствуют «серые» схемы выдачи заработной платы.  Я считаю, что необходимо искоренять социальное иждивенство. Мощная экономика - высокая заработная плата - достойная пенсия - это главные стратегические задачи. А российский пенсионер должен получать пенсию не как заработную плату, а как доплату к своему состоянию.

Как отметил референт уполномоченного по правам человека в Белгородской области А.В.Шелякин, пока не найдено идеальное решение проблемы дефицита пенсионных фондов и реформы пенсионного обеспечения населения в условиях демографического кризиса, наилучшим решением остаётся диверсификация схем пенсионного обеспечения и расширение спектра источников его финансирования как в сфере государственного пенсионного обеспечения, так и в отношении частных пенсионных фондов. Эта модель в определенной мере наблюдается и в России. Однако недоверие населения, большая часть которого прекрасно помнит последствия различных финансово-экономических экспериментов прошедших десятилетий, вряд ли позволяет надеяться на значительный эффект таких мер. Представляется, что в России наиболее целесообразными были бы именно активное содействие занятости населения старшего возраста, выравнивание занятости этой категории лиц по регионам и жесткие меры по ограничению возрастной дискриминации. Это благоприятно сказалось бы и на объемах пенсионных накоплений отдельных лиц, и на уровне безработицы. Одновременно необходимо совершенствовать здравоохранение и популяризировать грамотный подход к своему здоровью в масштабах страны.

По словам председателя обкома профсоюза работников жизнеобеспечения Л.П.Киреевой, стратегия неплохая...

- Но что такое 40%  замещения утраченного заработка при среднем заработке по отрасли 8000 рублей в месяц. А ведь люди честно работали и работают. Дворник, уборщица... Такая же ситуация в почтовой связи, бытовом обслуживании. Поэтому нужна гарантия нормального пенсионного обеспечения.

Много вопросов и предложений поступило от заместителя председателя областной организации общественного объединения «Всероссийский электропрофсоюз» О.В.Евдокименко и заместителя председателя областной организации горно-металлургического профсоюза А.Е.Никитского.

Поводя итог, участники «круглого стола» отметили, что профсоюзным органам и организациям необходимо осуществлять контроль за ходом проведения реформ с целью:

- участия в доработке «Стратегии» и подготовке механизмов её реализации;

- обеспечения максимального сохранения ранее приобретенных пенсионных прав работающих;

- последовательного повышения уровня защищенности сегодняшних и будущих пенсионеров.

Позиция профсоюзов направлена на:

-  дальнейшее развитие трёхуровневой пенсионной системы, широкое внедрение пенсионного страхования наемных работников, обеспечивающего им при стаже работы 30 лет не менее 40% замещения заработка;

- восстановление баланса между показателями прожиточного минимума, минимальной заработной платы и минимального пособия (прожиточный минимум = минимальной заработной плате = минимальному пособию (пенсии) = 100%);

- определение среднего и верхнего уровня обеспечения, обеспечение равных условий всех категорий наемных работников по возможности участия в трехуровневой пенсионной системе;

- максимальное сохранение пенсионных прав работников при изменении действующих условий пенсионного обеспечения, развитие системы добровольного пенсионного страхования на основе повышения заработной платы и стимулирования личной заинтересованности работника.

Участники «круглого стола» приняли итоговый документ, который будет направлен в ФНПР и Министерство труда РФ.

Ольга Троицкая, Николай Долматов.

Профсоюз защищает

 

 

loading...

Наши издания

Информационный вестник № 10 (27) октябрь 2018
Информационный вестник № 6 (23) июнь 2018
Информационный вестник № 10.2 (28) октябрь 2018
Информационный вестник № 5 (22) июнь 2018
Информационный вестник № 9 (26) сентябрь 2018
Информационный вестник № 12 (30) декабрь 2018
Информационный листок № 2 (61) апрель 2018 г.
Информационный вестник № 1 (31) январь 2019
Информационный листок №1 (60) март 2018 г.
Информационный вестник № 10.2 (28) октябрь 2018
Previous Next Play Pause