Стратегия определяет основные направления государственной политики в отношении женщин и нацелена на реализацию принципа равных прав и свобод мужчины и женщины, и создания равных возможностей для их реализации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Стратегия основывается на том, что права женщины являются неотъемлемой частью общих прав человека.
Стратегия определяет основные направления государственной политики в отношении женщин и нацелена на реализацию принципа равных прав и свобод мужчины и женщины, и создания равных возможностей для их реализации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
2. Положение женщин в Российской Федерации. Статистические данные 2016 г.РФ
Проживает 146,5 млн. чел. – 78,6 млн. чел. женщины
В Декларации "Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года", принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 сентября 2015 г. № 70/1, предусматривается обеспечение к 2030 году всестороннего и эффективного участия женщин в принятии решений в политической, экономической и общественной сферах жизни общества.
Российская Федерация в рамках работы в "Группе двадцати" наравне с другими странами этого объединения взяла на себя обязательство по принятию дополнительных мер, направленных на повышение занятости женщин, а также по созданию условий для их карьерного и профессионального роста.
Укреплению позиций женщин способствовали меры:
совершенствование законодательства в целях улучшения положения женщин (пособия по рождению и мат.капитал)
повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда за счет принятия антидискриминационных мер (запрещение объявлений)
поэтапное повышение оплаты труда в бюджетных секторах экономики,
создание благоприятных условий для совмещения семейных обязанностей по воспитанию детей (детские сады с 3 лет)
повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовой период
государственную поддержку малого и среднего предпринимательства,
государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на улучшение положения женщин, семьи и детей.
Статистические данные:
2015 г. - инвалидами были впервые признаны 330 тыс. женщин (47%), из них 117 тыс. женщин – трудоспособного возраста
За 10 лет сохраняется уровень женщин с диагнозом «бесплодие» – 250 – 280 случаев на 100 тыс. чел.
2015 г. 319,3 тыс. случаев заболеваний женщин злокачественными новообразованиями, из них 20,9 процента - раком молочной железы;
2015 г. материнская смертность - 10,1 случая на 100 тыс. детей, родившихся живыми, в 20 субъектах РФ смертности матерей нет.
2010 – 2015 – снижение числа абортов с 1186 тыс. случаев до 848 тыс. случаев. На 1000 женщин с 32 до 24 случаев.
Женщины пожилого возраста нуждаются в сохранении их способности к самообслуживанию, физической и функциональной активности.
Женщины составляют значительную часть высококвалифицированных научных кадров (25 процентов среди докторов наук и 41 процент среди кандидатов наук), но потенциал женщин используется не в полной мере;
В РФ высокая занятость женщин, но женщины находятся в неравном положении по сравнению с мужчинами в сфере экономики,
Отраслевая сегрегация обусловливает сохранение более низкой по сравнению с мужчинами заработной платы женщин, з/п Ж – 72,6% з/п М;
«Перечень тяжелых работ и работ……» с 2000 не пересматривался, хотя технологии развиваются;
В 2015 году на работах с вредными и (или) опасными условиями труда были заняты 1145,1 тыс. женщин, (в 2014 году - 1093,2 тыс. женщин), среди лиц, пострадавших на производстве, было 8,6 тыс. женщин (в 2014 году - 9,4 тыс. женщин).
Доля женщин среди лиц, замещающих должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, составляет 72,1%, 59% из них замещают такие должности в центральных аппаратах федеральных органов власти, 23% - руководители;
Среди дипломатов российских миссий за рубежом доля женщин составляет 16 % (в 2010 году - 10,8 %);
Доля женщин среди членов Совета Федерации ФС РФ составила 17 %, среди депутатов Государственной Думы ФС РФ - 15,6 %;
Женщины составляют около 46 % безработных (в 2010 году - 45,3 %). В 2015 году уровень безработицы среди женщин составил 5,3 %, доля женщин, ищущих работу с помощью служб занятости, в общем числе безработных женщин составила 30,4%.
Препятствиями для более полной реализации женщинами всего комплекса их прав и свобод являются сложившиеся в обществе представления о социальной роли женщины, которые отрицательно сказываются на самореализации и развитии индивидуальности женщин, препятствуют свободному выбору ими профессии и образа жизни и создают барьеры на пути достижения фактического равноправия женщин и мужчин как в общественно-политической, так и в социально-экономической жизни.
Успешному совмещению профессиональной деятельности и семейных обязанностей препятствуют ограниченность масштабов и сфер применения гибких форм занятости, недостаточное развитие сферы услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, а также по уходу за нетрудоспособными членами семьи и системы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком.
Следует отметить также дискриминационное отношение работодателей к женщинам, имеющим малолетних детей, многодетным матерям при приеме на работу.
Доля женщин в возрасте 31 года - 54 лет в малоимущем женском населении в 2015 году составила 20,3 %;
В 2015 году совершили преступления 172,2 тыс. женщин (16% правонарушителей), в местах лишения свободы содержались около 42,3 тыс. женщин (6,5% подозреваемых, обвиняемых и осужденных);
Ежегодно 3 % женщин, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, получают медицинскую помощь в связи с беременностью (в 2015 году - 1761 беременная женщина), при этом в 13% случаев роды принимаются в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы;
Почти половине всех особо жестоких бытовых убийств предшествует длительная конфликтная ситуация в семье. В кризисных центрах для женщин, действующих в субъектах Российской Федерации, ежегодно получают помощь около 60 тыс. женщин и более 10 тыс. девочек, подвергшихся насилию.
3. Направления реализации Стратегии
3.1. направление "Создание условий для сохранения здоровья женщин всех возрастов», реализация через:
- совершенствование программ профилактических осмотров и диспансеризации женщин и девочек;
совершенствование оказания специализированной медицинской помощи женщинам и девочкам;
профилактика неинфекционных заболеваний у женщин и снижение факторов риска их развития;
расширение гарантий доступности для женщин и девочек генетической диагностики,
повышение мотивации к ведению здорового образа жизни,
развитие системы охраны репродуктивного здоровья с учетом особенностей состояния здоровья женщин;
обеспечение медико-социальной поддержки беременных женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации;
3.2. направление "Улучшение экономического положения женщин, обеспечение роста их благосостояния», через:
создание условий для получения женщинами профессионального образования в наиболее передовых областях экономики,
сокращение разницы в оплате труда мужчин и женщин;
повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда;
расширение возможностей занятости женщин в сфере малого и среднего предпринимательства;
повышение социальной ответственности работодателей в отношении женщин, имеющих семейные обязанности;
повышение социальной защищенности женщин;
3.3.направление "Профилактика и предупреждение социального неблагополучия женщин и насилия в отношении женщин», через решение задач:
совершенствование и либерализация законодательства в отношении женщин, находящихся в местах лишения свободы за совершение нетяжких преступлений, в том числе женщин, имеющих детей;
совершенствование законодательства в сфере профилактики семейно-бытового насилия;
3.4. направление "Расширение участия женщин в общественно-политической жизни" :
снижение диспропорций по признаку пола в руководящем составе федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления и организаций, а также создание благоприятных условий для продвижения женщин по службе;
повышение роли женских общественных организаций и объединений в общественно-политической жизни.
3.5. направление "Совершенствование государственной статистики, характеризующей положение женщин в обществе" :
- совершенствование системы сбора и анализа статистических данных, осуществление мониторинга положения женщин в различных сферах жизни,
Этапы реализации Стратеги:
На I этапе (2017 - 2018 годы) планируется разработать:
план мероприятий по реализации Стратегии
механизмы реализации Стратегии, а также информационно-аналитического, правового и кадрового обеспечения государственной политики в интересах женщин;
методические рекомендации субъектам Российской Федерации по формированию региональных планов и управленческих механизмов, направленных на улучшение положения женщин, учитывающих специфику каждого региона
На II этапе (2019 - 2022 годы) планируется обеспечить реализацию мероприятий по улучшению положения женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах в соответствии с ожидаемыми результатами реализации Стратегии.
На II этапе (2019 - 2022 годы) планируется обеспечить реализацию мероприятий по улучшению положения женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах в соответствии с ожидаемыми результатами реализации Стратегии.
Механизмы и ресурсы реализации Стратегии
создания Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по реализации Стратегии;
формирования плана мероприятий по реализации Стратегии;
совершенствования законодательства с учетом общепризнанных норм международного права;
методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
постоянного анализа ситуации в области равноправия женщин и мужчин и корректировки мероприятий Стратегии;
проведения научных исследований по вопросам обеспечения равноправия женщин и мужчин;
осуществления образовательными и иными организациями образовательной и просветительской деятельности.
Реализация Стратегии будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и бюджетах субъектов Российской Федерации, с участием заинтересованных общественных объединений и организаций и с возможным привлечением дополнительных средств из внебюджетных источников на реализацию мероприятий Стратегии. Ресурсное обеспечение - в рамках мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ в сферах здравоохранения, образования, развития экономики и промышленности, содействия занятости населения, социальной поддержки граждан,
социальной защиты инвалидов, физической культуры и спорта, информационных технологий, культуры и туризма, обеспечения общественного порядка.
Ожидаемые результаты реализации Стратегии
В результате реализации Стратегии к 2022 году должна быть сформирована система мер, обеспечивающих реализацию принципа равных прав и свобод мужчины и женщины и создания равных возможностей для их реализации женщинами во всех сферах жизни, повышение экономической независимости, политической активности, возможностей самореализации женщин, а также преодоление стереотипных представлений о социальных ролях мужчины и женщины.
К 2022 году в результате реализации Стратегии будут созданы условия для:
увеличения выявляемости злокачественных новообразований у женщин на I - II стадии;
усиления профилактики профессиональных заболеваний
снижения уровня материнской смертности;
дальнейшего снижения числа абортов; сокращения разницы в оплате труда мужчин и женщин;
увеличения числа женщин, являющихся учредителями или руководителями субъектов малого и среднего предпринимательства;
сокращения числа рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда,
сокращения числа случаев насилия в отношении женщин;
увеличения доли женщин среди лиц, замещающих должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, а также доли женщин среди членов политических партий и организаций;
более полного отражения в системе статистического наблюдения данных, характеризующих положение женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах.
Смотреть презентацию О национальной стратегии действий в интересах женщин. Распоряжение от 08.03.2017 г № 410