Нынешние изменения в жилищно-коммунальном хозяйстве вызвали у населения шквал вопросов.
Чтобы снять эти вопросы, Белгородское областное профобъединение совместно с региональным отделением ОНФ организовали «круглый стол» с участием представителей правительства области, городского Совета депутатов и администрации города Белгорода, Центра экологической безопасности, компаний-поставщиков ресурсов, Сбербанка и банка «Россия», прокуратуры, совета ветеранов, председателей отраслевых профсоюзов и координационных советов профсоюзов ряда городов и районов области.
Реформа началась с тарифа
На заседание «круглого стола» было вынесено три вопроса. Первый - о новой схеме обращения с ТКО в Белгородской области и тарифах на их вывоз. Чем отличается ТКО и ТБО?
Как отметил ведущий заседания - председатель областного профобъединения Николай Шаталов, с 1 января 2019 года стартовала так называемая «мусорная» реформа. Более 70 регионов работают в полном соответствии с новыми требованиями. Утверждены территориальные схемы обращения отходов, произведён отбор региональных операторов, определён норматив накопления ТКО и установлен тариф. В списке «передовиков» - Московская, Новосибирская, Белгородская, Мурманская, Самарская области, Ставропольский край, Адыгея и Чечня.
В областное профобъединение начали поступать обращения членов профсоюзов об увеличении в разы стоимости вывоза бытовых отходов.
Слово Леониду Белоковаленко - генеральному директору ООО «Центр экологической безопасности», который выбран региональным оператором обращения с ТКО в Белгородской области.
- С каждым годом объём твёрдых коммунальных отходов постоянно увеличивается как по Белгородской области, так и в целом по стране. Выделенные для их захоронения полигоны вплотную приблизились к населенным пунктам и зачастую требуют расширения территории. Уже сегодня мусорная проблема заставляет задуматься о том, что в скором времени, когда накопленные отходы подорвут здоровье будущего поколения, действовать будет сложнее и затратнее.
Для изменения сложившихся негативных тенденций Правительством РФ приняты меры по реформированию сферы обращения с отходами на территории страны, основным направлением которых является централизация управления в данной отрасли. Так, согласно требованиям Федерального закона «Об отходах производства и потребления», каждый субъект обязан до 1 января 2019 года выбрать регионального оператора по обращению с ТКО и заключить с ним соглашение.
В настоящее время на Белгородчине реализуется региональная программа, основной целью которой является модернизация системы обращения с отходами благодаря приведению инфраструктуры в соответствие с современными природоохранными требованиями, а также обеспечение экологически безопасной среды для населения.
По завершении региональной программы на территории области будет функционировать современная инфраструктура по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, представленная следующими основными объектами - 6 полигонов ТКО, 12 мусороперегрузочных станций, 3 автоматизированных мусоросортировочных комплекса, 4 мусоросортировочных комплекса. Будет ликвидировано 38 крупных свалок.
Регион не разделяется на отдельные зоны, соответственно тариф будет одинаков для всей его территории.
Единый тариф на услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами устанавливается Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов и напрямую зависит от результата торгов, на которых определяются организации, в дальнейшем транспортирующие отходы.
Устранён казус, когда обращение с мусором относилось к жилищным услугам и платёж рассчитывался за квадратные метры. Теперь работа с отходами - услуга коммунальная и плата берётся из расчёта количества человек, зарегистрированных в квартире или частном доме.
С 1 января тариф равен 533,34 рубля, норматив для жителя многоквартирного дома составляет - 2,2 кубических метра, частного - 2,4 кубических метра твёрдых коммунальных в год. Норматив умножается на тариф, делится на 12 - получается ежемесячная плата с человека: в многоквартирном доме в среднем 98 рублей, в частном секторе - 107.
Уменьшить «базовый» платёж можно придерживаясь принципов раздельного накопления и сдавая на переработку вторичное сырьё.
Так, за счёт раздельного накопления вторичного сырья жители МКД и ИЖД могут снизить объем отходов, направляемых на захоронение до 11% от общего объема.
Вторичное сырьё, накопленное посредством разделения отходов, можно сдать за денежное вознаграждение в пункты приема, что позволит вернуть еще от 13 % до 18 % от платежа.
Собственники ИЖД могут дополнительно экономить до 20 % за счет компостирования органических отходов и растительных остатков. Администрации муниципальных образований регулярно информируют жителей о преимуществах компостных площадок, а также ведут их реестр. Для внесения оборудованной компостной площадки в единый реестр жителям необходимо обратиться в администрацию соответствующего поселения.
Реплика председателя областной организации профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Владимира Тимофеева:
- Реформа началась с повышения тарифа, но не строительства новых площадок…
- Одномоментно модернизировать тысячи площадок невозможно, - парировал гендиректор.
Реплика председателя областной организации профсоюза работников культуры Татьяны Шаталовой:
- Десятки лет жители нашего многоквартирного дома собирают разный мусор в разные коробки. И что? Весь мусор забирает одна машина. О каком раздельном сборе можно говорить?
Председатель областной организации профсоюза «Торговое Единство» Раиса Ломакина:
- В доме прописано пять человек, платёжка приходит на пятерых. Но два человека - студенты, живут в другом городе.
- Студентам необходимо получить в вузе подтверждающие документы и платёж будет пересмотрен.
Леонид Белоковаленко завершил своё выступление на «круглом столе» словами, что консультирует и отвечает на вопросы круглый день.
Свои пояснения внесла председатель областной организации профсоюза работников жизнеобеспечения, депутат городского Совета Любовь Киреева.
Комиссия за платёжку
Ведущий «круглого стола» Николай Шаталов переходит ко второму вопросу - о комиссионном сборе за перевод платежа с плательщика жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) по единому платежному документу (ЕПД) в Белгородской области.
Заместитель начальника управления регионального департамента ЖКХ Лариса Наумова пояснила, что комиссия никак не связана с единым платёжным документом. Комиссия - это плата за банковскую операцию. И кредитная организация вправе устанавливать свой процент. Но если платить напрямую поставщикам услуг за газ, свет, тепло, воду - с плательщика комиссию не возьмут. Как с регистрацией в личном кабинете, так и без регистрации.
Вопрос сопредседателя отделения ОНФ Александра Ахтырского:
- Почему Сбербанк установил самый высокий процент комиссии? Где калькуляция, чтобы мы смогли объяснить людям за что они платят эти проценты?
Представитель Сбербанка Александр Мостовой:
- Некогда в обращении было несколько видов квитанций и по некоторым видам комиссия существовала несколько лет. Проценты устанавливаются в зависимости от затрат банка. Они не самые высокие: при оплате картой в банкомате или терминале - 2% от платежа, при оплате через «Сбербанк Онлайн», мобильное приложение и автоплатёж комиссия составит 1%
Примерно такой же ответ прозвучал и от представителя банка «Россия».
Но не всё так просто как кажется. Тысячи наших сограждан не знают, что такое автоплатёж и мобильное приложение. Тысячам наших сограждан не с руки платить напрямую поставщикам каких-либо услуг. О чём заметил заведующий социально-экономическим отделом областного профобъединения Руслан Погребняк.
Посему ещё один вопрос, который задали и Александр Ахтырский, и председатель областной организации профсоюза работников АПК РФ Николай Чуприна, и заместитель председателя регионального ГМПР Андрей Никитский:
- Кто платил эту комиссию до 1 января 2019 года?
Платили сами поставщики! Почему бросили платить? Настоящего ответа нет. Может прольёт свет реплика председателя региональной организации ветеранов Натальи Звягинцевой, которая рассказала, что два года назад в некоторых районах области отделения почтовой связи брали комиссию за платёжки. После вмешательства прокуратуры поборы прекратились.
К слову представитель прокуратуры на заседании «круглого стола» пояснила, что проверка законности взимания комиссии уже ведётся.
Своим видением проблемы в виде социального проекта, предложенного банкам для малообеспеченных слоев населения, поделилась заведующая информационно-издательским отделом областного профобъединения Ольга Гвоздева.
Новые правила благоустройства
Вопрос третий и последний - о новых правилах благоустройства города Белгорода, на который ответили председатель горсовета Ольга Медведева и руководитель департамента городского хозяйства Александр Немыкин.
Правила благоустройства прошли публичные слушания, в ходе которых горожане высказали свои замечания. Также в Белгородский городской Совет поступали предложения и замечания в виде коллективных обращений. Администрация максимально учла все пожелания. В результате правила благоустройства претерпели радикальные изменения. Значительно сократилось количество работ по наведению порядка на прилегающей территории.
Так, из перечня исключена уборка снега, посыпка тротуаров противогололёдными материалами, уборка засохших деревьев и вывоз травы, регулярный полив зелёных насаждений. Сейчас окончательный список работ выглядит так: уборка прилегающей территории от мусора, опавших листьев, покос сорной растительности.
Кроме того, максимально сокращены границы прилегающих территорий. Для индивидуальных жилых домов расстояние составляет 10 метров, для коммерческих объектов - 15 метров, для многоквартирных домов границы прилегающих территорий не устанавливаются.
На заседании «круглого стола» не могли обойти и механизм реализации новых правил в части применения штрафных санкций для собственников частных домовладений.
Сегодня разрабатываются методические указания, в которых будет сказано, когда и на каких основаниях штрафные санкции могут применяться. Основная задача не пополнять бюджет за счёт правил благоустройства. Наказание должно быть, поскольку это заставляет людей соблюдать правила, но применять его нужно осмотрительно. Необходимость принятия новой редакции правил благоустройства городского округа
«Город Белгород» обусловлена изменениями в федеральном и региональном законодательстве.
По итогам «круглого стола» были приняты рекомендации. К этим рекомендациям региональные белгородские профсоюзы и ОНФ вернутся. На предмет: что сделано, что не сделано?